Морское оградительное
сооружение FYM
Строительство морских оградительных сооружений является
чрезвычайно сложным и затратным делом. В силу особенностей их
строительства на открытой акватории применяются, как правило,
тяжелые гравитационные конструкции из массивных бетонных блоков,
изготавливаемых непосредственно на строительной площадке.
Совершенно очевидно, что объемы работ и сроки строительства
могут быть существенно снижены, если строительство оградительных
сооружений выполнять из относительно небольших сборных элементов,
изготовленных на уже существующих и хорошо оснащенных
специализированных производствах (рис. 1).
Сооружение на рис. 1 представляет собой двухрядную
конструкцию из сборных железобетонных плит и жестких металлических
анкерных рам. Внутренняя полость представленной двухрядной
конструкции заполнена мелким несортированным камнем, а парапет со
стороны открытой акватории выполнен из объемных сборных
железобетонных блоков. Техническая возможность и экономическая
эффективность строительства данного сооружения обусловлены, в
первую очередь, принципиально новым подходом к возведению его
подводной части.
Рис. 1.
Оградительное сооружение
из сборных элементов
Рис. 2.
Строительство оградительного
сооружения осуществляется в пять
этапов. Этапом 1 (рис. 2) является
возведение монтажной эстакады,
состоящей из двух рядов трубчатых
свай с металлическими ростверками,
возвышающимися над водой.
Э Т А П 1
Возведение монтажной эстакады
Рис. 3.
Затем на ростверки, с шагом
размеченным по шаблону, свободно
навешивают жесткие металлические
рамы (этап 2, рис. 3). При этом,
контролируемое расстояние между
параллельными ростверками
обеспечивается инвентарными
стяжными устройствами, временно
монтируемыми поверх ростверков (на
чертеже не показано).
Э Т А П 2
Установка металлических
анкерных рам
Рис. 4.
На этапе 3 в пазы металлических рам
вставляют железобетонные плиты и
опускают их на грунтовое основание.
Рамы сверху и снизу оснащены
направляющими устройствами,
причем нижние направляющие
устройства выполнены таким
образом, что они во всех
направлениях, за исключением
вертикального направления (рис. 4),
прочно связывают между собой рамы
и вставляемые в них ж.б. плиты. В
результате сборная конструкция,
опирающаяся тяжелыми
железобетонными плитами на
грунтовое основание, приобретает
пространственную жесткость,
необходимую для следующего этапа
строительства.
Э Т А П 3
Установка ж.б. плит
Рис. 5.
Зафиксированная на грунтовом
основании сборная конструкция
засыпается несортированным камнем
(этап 4). Во время строительства, при
высоте волны свыше 1,0÷1,5 м, ещё не
засыпанные камнем участки двухрядной
конструкции должны быть сверху
раскреплены жесткими монтажными
рамами, а после получения штормового
предупреждения, строительный фронт
оградительного сооружения должен
быть срочно законсервирован с
помощью засыпаемых камнем и щебнем
металлических оболочек (рис. 6),
устанавливаемых между
металлическими рамами (рис. 5).
Консервация строительного фронта
производится в обратном направлении,
т.е. от внешней стороны в тыл.
Э Т А П 4
Отсыпка несортированного
камня
Общий вид металлической оболочки
Рис. 6
Рис. 7.
После окончания строительных работ в
подводной зоне приступают к
завершающему этапу 5, т.е. к
строительным работам в надводной
зоне (рис. 7). Сначала разбирают
монтажную эстакаду (рассматривается
как один из возможных вариантов). Со
стороны открытой акватории поверх
металлических рам и железобетонных
плит устанавливают пустотелые
железобетонные блоки парапета,
которые раскрепляют металлическими
распорками и омоноличивают
совместно с ж.б. плитами и
металлическими рамами цементным
раствором. Затем, под защитой
парапета, достраивают остальные
элементы конструкции (обратную
засыпку, железобетонный оголовок,
монолитные плиты покрытия).
Э Т А П 5
Завершающий этап строительства
В заключение следует отметить, что со стороны защищаемой акватории
данное оградительное сооружение также может использоваться в
качестве причального сооружения. Сборные элементы конструкции
легко поддаются унификации, что положительно сказывается на их
изготовлении и организации строительного производства.
Конкурентоспособность оградительного сооружения и использующей её
строительной организации существенно возрастает, в том числе на
международном рынке услуг, при больших объемах строительных
работ, т.е. за счет многократного использования инвентарного
оборудования, а также в связи с созданием и совершенствованием
эффективных технологий по производству унифицированных сборных
элементов конструкции и т.п.